Знаки Рюриковичей

Описание: Любая История относящиеся к данной территориальной принадлежности

шаман M
Автор темы, Легенда форума
Легенда форума
Аватара
шаман M
Автор темы, Легенда форума
Легенда форума
Репутация: 158
Сообщения: 1703
С нами: 3 года 5 месяцев
Откуда: планета Земля

#1 шаман » 26.09.2016, 20:20

Уже два столетия внимание историков и археологов неизменно привлекают эмблемы древнерусских князей X – первой половины XIII веков.

Лично-родовые знаки Рюриковичей получили широкое распространение в политико-административной и хозяйственной жизни Древней Руси.
По этой причине определение индивидуальной принадлежности княжеских тамг в каждом конкретном случае важно как для датировки несущих их предметов, так и для правильной интерпретации последних.

Впервые знаки Рюриковичей были замечены иссле-дователями на древнейших русских монетах, чеканка которых началась после принятия в 988 г. христианства Владимиром Святым и осуществлялась с перырывами около трёх десятилетий.

Позднее выяснилось, что аналогичным образом княжеская эмблема помещалась на актовых печатях и это делалось уже с середины Xв. Благодаря широкомасштабным археологическим исследованиям на территории Восточной Европы, развёрнутым в минувшем столетии, достоянием науки стали самые разнообразные памятники, несущие изображения княжеских знаков.

После этого стало ясно, что знаки Рюриковичей выступали не только в роли государственной эмблемы на монетах заведомо прокламативного характера и княжеских печатях. Сфера их применения оказалась значительно больше. Это были, прежде всего, знаки собственности князя и его рода.
b4b9LS83rlc.jpg

Поэтому они наносились на самые разные предметы, так или иначе связанные с двором государя, княжеским хозяйством и лицами, осуществлявшими в нём контрольно-организационные функции. Таковы элементы воинской экипировки дружинников, замки-бирки вирников, товарные пломбы, прикладные печати-перстни, кирпичи для церковного строительства, надгробные плиты, пограничные камни, керамические сосуды, ложечки для церковного причастия, гребни, деревянная тара и многие другие вещи военного, административного, культового или хозяйственно-бытового назначения.

Указанные археологические материалы дополняются данными письменных источников. Так, о практике целенаправленного обозначения специальными «знаменьями» правителя его собственности на Руси, по крайней мере, со времён Ольги Святой, сообщается в Повести временных лет. Согласно Русской Правде, клеймению особым «пятном» князя подлежали принадлежавшие ему кони. В результате постепенно прояснилась в целом картина бытования княжеских эмблем в Древней Руси на протяжении X – первой половины XIII века в. (особенно важную роль сыграли здесь исследования И. И. Толстого, А. А. Куника, А. В. Орешникова, К. В. Болсуновского, Н. П. Лихачёва, Б. А. Рыбакова).

В данной связи нельзя не вспомнить о том, что использование тавра для удостоверения права собственности на скот широко практиковалось в степной полосе Евразии сначала скифо-сарматскими племенами и затем их преемниками (и отчасти потомками) – тюркоязычными народами, а также монголами.Тамги кочевнических знатных родов традиционно выступали в качестве государственно-династических символов.

Особенно это характерно для монетных выпусков правителей ряда областей Центральной Азиив до исламский и раннеисламский периоды, а также династий «Чингизидского корня» – Великих каанов, Джучидов, Чагатаидов, Тимуридов, Гиреев Крыма –с ХІІІ по ХVIII в. Ещё раньше лично-родовые тамги фигурировали на деталях конской сбруи, монетах и лапидарных памятниках из Северного Причерноморья, которые датируются II–в III вв. н. э. Ими опреде-лённо пользовались цари позднеантичного Боспора, состоявшие в родстве с сарматскими династами.

В Восточной Европе во второй половине X в., помимо повелителей Руси, в качестве тамги династических эмблем на монетах помещали, как установила С. А. Янина, эмиры Волжской Болгарии (Янина, 1962, с. 192). Практика же применения «ЗНАМЕНИЙ» и «ПЯТЕН» как знаков собственности, отчётливо фиксируемая в княжеском хозяйстве Рюриковичей уже с первой половины X в., продолжала существовать в обиходе феодалов, а затем и в крестьянском быту в последующие столетия.

На Русском Севере и кое-где в других местах она дожила вплоть до второй половины ХІХ –начала ХХ в.

Судя по всему, знаки Рюриковичей, стоящие в едином контексте с выше упомянутыми системами родовых и лично-родовых знаков собственности, обслуживали в принципе те же сферы жизни общества. Разумеется, это функционально-типологическое сходство надо воспринимать со всеми необходимыми поправками на конкретную историческую (территориальную, этническую и социально-экономическую) специфику Древней Руси, но отрицать само его наличие не приходится.

Не случайно многие исследователи подмечали тамгообразность большинства известных вариантов знаков Рюриковичей и по их внешнему виду (когда линейная схема предельно упрощена и лишена всех необязательных деталей), и по их характеру иконографической эволюции. Поэтому вполне уместно по отношению к ним употребление терминов «РОДОВАЯ ТАМГА» и «ЛИЧНО-РОДОВАЯ ТАМГА», уже прочно закрепшихся в отечественной научной литературе.

Элементарная логика подсказала исследователям, что исходным пунктом для эволюции тамги Рюриковичей послужил простой двузубец. Ведь только он мог быть общим иконографическим «предком» и двузубцев, и трезубцев разных очертаний. Когда же первоначальную эмблему стали изменять с целью образования новых вариантов для очередных конкретных носителей, то делали это по так называемой«системе отпятнышей», то есть путём добавления к основной схеме какого-либо дополнительного элемента (ещё одного зубца, нового отрога или перекладины на зубце и т. п.) или, наоборот, – его изъятия.

Со временем наследование князьями из различных ветвей Рюрикова дома знаков, генетически восходящих к варианту «промежуточного родоначальника», привело к выделению характерных «семейных» разновидностей: двузубцев прямоугольных очертаний, колоколовидных двузубцев и т. п. С 1950-х годов начался новый этап в изучении тамг Рюриковичей. Он ознаменовался продвижением вперёд в атрибуции тех групп памятников, несущих княжеские знаки, которые имеют ярко выраженный официальный характер.

Наконец благодаря исследованиям В. Л. Янина стало ясно, кому принадлежат три варианта тамг, встречающиеся на древнейших русских монетах. Их владельцами были Владимир Святой, Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. Теперь окончательно определён как принадлежавший князю Святославу Игоревичу (945-972) моливдовул с изображением простого двузубца и круговой греческой надписью на обеих сторонах.

Была предложена атрибуция и для двух других ранних тамг, помещённых на печатях Изяслава Владимировича Полоцкого (умер в 1001 г.) и Изяслава Ярославовича (времени его княжения в Новгороде:1052-1054 гг.). Куда более трудной оказалась задача атрибутировать достаточно многочисленный разряд новгородских булл домонгольского времени с патрональными изображениями святых на одной стороне и княжескими тамгами на другой стороне.
Выработанная для него нами классификация может быть уточнена и дополнена, особенно после публикации постоянно прибывающих новых материалов. Сама же выдвинутая при этом стержневая идея отнесения таких печатей новгородским посадникам середины ХІІ – первой трети ХІІІ в. получила поддержку. Сложнее всего обстоят дела с ещё одной группой сфрагистических памятников ХІІ – начала ХІІІ в., несущих на себе княжеские знаки тоже.

Это свинцовые пломбы так называемого дрогичинского типа, которые, однако, происходят отнюдь не только из Дрогичина на реке Буг, но и из многих других древнерусских центров (Киева, Чернигова, Новгорода, Пскова, Смоленска, Старой Рязани, Белоозера,Твери, Торжка, Городца на Волге, Турова, Полоцка,Минска, Друцка и т. д.). Есть основания считать, что пломбы с княжескими знаками могли служить для опечатывания связок шкурок-кун, участвовавших в денежном обращении Древней Русикак узаконенное средство платёжное.
3Lhe4AtBPHg.jpg

Однако достоверно выявить и точно атрибутировать именно такие, весьма специфические, сфрагистические материалы пока не удаётся.Чёткую функциональную интерпретацию получили деревянные цилиндрические замки особой конструкции с княжескими знаками на их наружной поверхности (иногда ещё и с надписями) из раскопок Новгородской археологической экспедиции. В. Л. Янину удалось доказать, что эти оригинальные устройства суть бирки сборщиков податей (см. в материалах группы).

Ещё одна категория археологических находок – трапециевидные подвески со знаками Рюриковичей из серебра и бронзы, обнаруживаемые преимущественно в крупных городских центрах Древней Руси, – также принадлежит к числу атрибутов официальных лиц. Наблюдения над их типологией в сопоставлении с данными письменных источников позволили выдвинуть гипотезу о том, что такие и подобные им предметы служили верительными знаками для дипломатических представителей и чиновников-администраторов, подобно древнескандинавским «яртегнир».

Как единый комплекс рассмотрены теперь предметы вооружения дружинников, украшенные тамгами князей Рюрикова дома. К числу вещей, бытовавших в кругах, близких к княжескому двору, можно отнести ременные бляшки и перстни с подобными символам.

Обнаружение меток в виде лично-родовых княжеских знаков на стенах храмов и фортификационных сооружений особенно важно для локализации «семейных» вариантов тамг различных ветвей ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДРЕВА РЮРИКОВИЧЕЙ, в этом отношении окончательно обособившихся во второй половине ХІ в.

Из подобных находок княжеских знаков на архитектурных остатках упомянем лишь некоторые. Клейма в виде двузубца прямоугольных очертаний с симметрично отогнутыми наружу зубцами и раздвоенным нижним выступом встречены на кирпичах церкви Дмитрия Солунского в Пскове, построенной в 1144 г. князем Всеволодом Мстиславичем из смоленских Рюриковичей. Предельно близкий к нему по начертанию знак обнаружен на камне у села Волго-Верховье Осташковского района Тверской области, отмечавшем границу новгородских и смоленских земель.

Почти идентичные тамги, но уже колоколовидной формы, обнаружены на Золотых воротах во Владимире (на Клязьме) и на кивории в близлежащем Боголюбове. Отсюда с неизбежностью следует вывод о принадлежности княжеских знаков данной разновидности суздальским Рюриковичам.

В самое последнее время интерес исследователей к знакам Рюриковичей снова заметно усилился, и разработка этой тематики по-прежнему идёт по нескольким направлениям: публикация новых находок археологов, атрибуция отдельных предметов и целых категорий вещей с княжескими знаками, выявление закономерностей функционирования и самого происхождения последних.

Из новейших публикаций находок изображенийзнаков Рюриковичей особого внимания заслуживает сообщение А. О. Амелькина о двузубой тамге (скорее всего, Святослава Игоревича), трижды начертанной на стене подземного христианского храма на Керченском полуострове. Археологи продолжают вводить в научный оборот вновь открытые отдельные предметы с княжескими тамгами и целые группы, например, прикладные печати-перстни и керамические сосуды.

К изображениям знаков Рюриковичей на древнейших русских печатях и монетах примыкают те же эмблемы, встречающиеся среди граффити на куфических дирхемах. Сведения о таких монетах старательно собирают археологи и нумизматы. Крайне важно, что именно здесь выявляются, по-видимому, самые ранние из известных ныне вариантов начертания первоначального простого двузубца, использовавшегося наследниками Рюрика вплоть до Ярополка Святославича.

Однако подготовленная недавно. А. Мельниковой по материалам нумизматических публикаций её предшественников сводная выборка изображений знаков Рюриковичей на дирхемах из кладов конца ІХ – первой половины Xвека опирается, к сожалению, на информацию не всегда точную и нуждающуюся в корректировке. В целом весь период бытования знаков Рюриковичей на Руси сейчас предстаёт достаточно ясно.

Перенеся на новую родину из Скандинавии обычай использования верительных знаков ( jartegnir – в виде неких предметов с символическими изображениями, фигуративными или условными), Рюрик и его присные варяги нашли в Восточной Европе практику использования «знамений», или «пятен», как владельческих меток. В специфических условиях формирования Древнерусского государства с его полиэтничностью и гетерогенностью правящей элиты произошёл симбиоз двух генетически не связанных ,но, как оказалось, вполне совместимых эмблематических традиций.

При этом укоренился и канонизировался в качестве родовой эмблемы могуществе-ных государей Киевской Руси двузубец простейшей формы. Остаётся установить: был ли он принесён (как символический мотив, связанный, скорее всего, с генеалогическим мифом) из скандинавского культурного круга или усвоен варяжско-русским конунгом уже на территории Восточной Европы. Е. А. Мельниковой высказано мнение, что Рюриковичи заимствовали свою тамгу у тюрок-хазар, причём уже тогда, когда обосновались в Среднем Поднепровье.

К той же идее, но в более осторожной форме подводят длительные рассуждения Н. А. Соболевой об ирано-тюркских культурных влияниях на славянское население так называемого «Русского каганата», якобы возникшегов ІХ в. Названная исследовательница склонна усматривать некую, не подлежащую более конкретному разъяснению, связь между бытованием тамг на Руси и применением по отношению к князьям Рюриковичам тюркского титула «каган», которым они называются иногда в письменных источниках.
8923193.jpg

Эта версия ничем реально не подкрепляется. Вплоть до 70-х годов в Х. династический знак Рюрикова дома переходил как символ единства правящего княжеского рода по наследству от отца к сыну без изменений (по крайней мере, у Игоря Рюриковича, Святослава Игоревича и Ярополка Святославичаон, несомненно, идентичен). Первые изменения изначальной схемы тамга Рюриковичей претерпела лишь тогда, когда наступило время внутридинастических столкновений, вспыхнувших уже при сыновьях Святослава Игоревича. Вероятнее всего, появление дополнительного элемента в знаке Владимира Святославича – треть его (центрального) зубца – связано с желанием выдвинуть в противовес традиционному двузубцу киевского князя, унаследованному Ярополком Святославичем, модифицированную эмблему. Продолжение следует...

Молчанов А. А. Знаки Рюриковичей: древне-русская княжеская эмблематика домонгольского времени в новейших трудах отечественных исследователей // Вестник истории, литературы, искусства. Т. VII Устава. М., 2010, с. 612-624.


Националист
Националист

#2 Националист » 26.09.2016, 20:38

РЮРИКИ (РЮРИКОВИЧИ) -украинцами были)
После какой буковы начинать смеяться

Glenerg M
Легенда форума
Легенда форума
Аватара
Glenerg M
Легенда форума
Легенда форума
Репутация: 38
Сообщения: 1532
С нами: 3 года 6 месяцев
Сайт

#3 Glenerg » 26.09.2016, 21:18

Смейся после любой!
Рюрик- не знаю чье имя - фамилия
Русские фамилии заканчиваются на - ов,
Остальное приблуда или от отчеств:
Вельмович-сын Вельмона (а куда деться- граница)
А так как граница РФ имела много контактов, то и появилось
ИН,ЕВ, ИН,
ЫХ (Сибирь)
Но это так перемешано- ссылки, естественное переселение и т.п.
Типичные фамилии у беларусов оканчиваются обычно на -ич, -вич, -ский (-цкий), -чик, -онак (-ёнак), -ка (-ко):
Смолич, Вуячич, Игнатич, Ксендзевич;
Жданович, Демидович, Радкевич, Мицкевич, Тумилович;
Зубовский, Дубицкий, Дубовский, Залеский, Красновский, Успенский, Василевский, Романовский ;
Мирончик, Кухарчик, Васильчик;
Артемёнок, Паршонок, Василёнок, Ковалёнок;
Захарка, Жилко, Дубровка, Будзько, Бровка, Костюшко, Терешко.
Также много беларуских фамилий, имющих "бытовое" звучание:
Коваль, Бусел, Верабей, Лис, Корсак, Кишка, Гриб, Синица, Кажан, Крук, Шапка.
К сожалению, за годы Российской империи и СССР многие фамилии руссифицировали (или ополячили, наоборот - лишь бы звучали не по-беларуски): "Дуброўка" становился Дубровко, "Касцюшка" стал Костюшко или Костюшкиным, "Арэшка" - Орешко, Ожешко или Орешкиным, "Вярбицкий" - Вербитским или Вжебитским...
Фамилии, оканчивающиеся на -вич и на -ский (-цкий) обычно (но не всегда, конечно) свидетельствуют о принадлежности данных беларусов к потомкам х этнографов, среди почти 10 млн. беларусов - 1 млн. - потомки беларуской шляхты).
Также нужно учестаристокртических и шляхетских беларуских родов*: Ходкевич, Хребтович, Ванькович, Тумилович, Радкевич, Станкевич, Мицкевич, Сенкевич, Островский, Дубовицкий, Гольшанский, Комаровский, Потцкий, ..

(По данным современныь , что многие татары и евреи, многочисленно проживавшие на территории Беларуси в период Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи и СССР получали от властей - фамилии также на -ич и -ский:
Ахматович, Асламович, Мурзич, Сулевич, Сулеманович, Рабинович, Давидович, Мовшович...
Если евреи жили , например. в местечке Берёза, то российские власти в Рос. Империи всех их записывали Березовскими.
Не нравиться моя оценка? Найдите другую и потом ткнете меня носом!!!

шаман M
Автор темы, Легенда форума
Легенда форума
Аватара
шаман M
Автор темы, Легенда форума
Легенда форума
Репутация: 158
Сообщения: 1703
С нами: 3 года 5 месяцев
Откуда: планета Земля

#4 шаман » 26.09.2016, 22:08

Во первых-Рюриковичи хохлами не были!!!! Читаем внимательно историю-Рюрик-нижегородский князь,основатель династии Рюриковичей!!!Согласно "Повести временных лет" монаха Нестора,был призван из Скандинавии для управления государством.Впоследствии его потомки правили другими княжествами Руси,некоторые вплоть до присоединения к Московии

Во-вторых,Киев столицей Руси отродясь не был!!!!!Существовало около сорока княжеств,Киев является столицей одного из них,но не основным!!!Причем княжества постоянно воевали между собой.Самое могущественное на период XI-XIIIвеков являлось практически не пострадавшее от нашествия монголов Новгородско-Суздальское,по сути дела это центр Руси того времени и был

В-третьих,в Киеве кроме Киево-печерской лавры,вернее пещер под ней,нет зданий старше XVII века.В других местах такого не наблюдается.А не возникает ли вопрос,а не приписали ли Киеву по доброте душевной лет так эдак 500?

В-четвёртых,об Украине узнали лишь в период гражданской войны,когда немцы дали галичам цветную тряпку,которая сейчас является флагом и была объявлена независимость.А так эти земли еще с указов Ивана III назывались ОКРАИНОЙ(!!!!!!) земли русской!!!!!Вот и вдумайтесь,не слишком ли похожи слова....

В-пятых, статья написана с журнала без переделок,так что пускай остаётся как есть,я ничего менять не буду!!!! :evil:


Название раздела: История России и СССР
Описание: Любая История относящиеся к данной территориальной принадлежности

Быстрый ответ


Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.
Код подтверждения
:hi: :smile: :wink: :twisted: :sad: :evil: :smoke: :eh: :eek: :fie: :silenced: :razz: :oops: :help: :spy: :insane: :biggrin: :toothless: :ill: :nervious: :weirdface: :pray: :clap: :think: :boxing: :cyclop: :rambo: :zombie: :cry: Ещё смайлики…

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

   

Вернуться в «История России и СССР»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость