Фэнтези — что это такое и какие у него подвиды.
Тема казалась очевидной, но в течение нескольких месяцев я столкнулся с несколькими попытками объяснить, что такое фантазия, с такими чудовищными фактическими ошибками, что это, вероятно, не очевидно. Итак, сегодня мы собираемся объяснить, чем выделяется фэнтези как жанр, чем он отличается от сказок и магического реализма, какие у него подвиды и какой логикой руководствуется при его присвоении.
Чем фэнтези отличается от сказки/волшебной сказки?
Главное отличие сказки (и классической литературы) от фантастики состоит в том, что последняя выполняет основной постулат фантастики. Это:
Писать о том, чего нет, как если бы оно существовало.
Основная структура сказки дидактична и состоит в вере в то, что бескорыстные, благородные дела будут так или иначе вознаграждены (а дурные — наказаны). То есть: герой сказки совершает какое-то действие, в результате которого обретает благодарность необыкновенных сил, благодаря которым он может преодолевать возникающие перед ним трудности. Иногда оно противопоставляется сокращению своего противника, который поступает наоборот (или руководствуется низкими побуждениями) и за это наказывается.
В фэнтези — https://renovels.org, хотя в нем тоже есть необычные явления, и борьба добра со злом является общей темой, цепь событий основана на реальном мире, мотивы персонажей психологически вероятны, также нет правила, что добрые дела вознаграждаются…
Второе отличие заключается в структуре произведения: в сказках оно обычно простое, однониточное, с небольшими темами и мотивами. Чаще всего это также короткие куски. Фэнтези — это обычно полноценные романы и рассказы со сложной, многопоточной и запутанной структурой.
Третье отличие — устройство мира. Место действия сказки обычно не определено: их действие происходит «давным-давно» и «далеко», но обычно место не указывается. В фэнтези место и время действия обычно указываются очень точно, хотя часто находятся в несуществующих мирах и наших эпохах.
В сказке, хотя обычно она происходит в реальном мире, мы чаще всего знаем, что это было «давным-давно» и «за семью горами». Даже если указано реальное место действия сюжета, как, например, Багдад в «Сказках тысячи и одной ночи», к реальному однофамильцу это отношения не имеет. В фэнтези, даже если оно происходит в нереальном месте, мы часто прекрасно знаем его топографию, историю, имена правителей, политику и т. д. У нас также часто есть его карта, и мы знаем дату событий.
Чем фэнтези отличается от магического реализма?
Разница между фэнтези и магическим реализмом такая же, как между материей и антиматерией. Фэнтези, хотя и содержит в себе нереальные явления, использует в своих произведениях миметический принцип и пытается воссоздать реальный мир. Магический реализм, напротив, отвергает мимикрию.
Миметизм есть «принцип творческого подражания природе», чтобы не было недоразумений.
Другими словами: если фантазия вводит необычные явления, она задается вопросом, как мог бы функционировать мир с их присутствием. Следовательно, у нас есть гильдии магов, армии, использующие монстров на полях сражений, или экономическое использование экстраординарных сил…
В магическом реализме это выглядит так:
Герой борется с жизнью. Он мог бы зарабатывать больше, если бы налоги не были такими высокими. По соседству живет мать-одиночка. У нее проблемы с воспитанием дочери. Президент страны — дракон. Во время визита к соседке герой вкусно поужинал. К сожалению, в результате у него заболел живот. Его брат купил лотерейный билет и выиграл огромную сумму денег. Жизнь несправедлива, но не всегда плоха.
Разделение на виды:
Разделение на жанры фэнтези может показаться запутанным, потому что (на первый взгляд) их много и они совершенно хаотичны. Тем не менее, чтобы с ними ознакомиться, следует понимать, что деление происходит по трем основным, самостоятельным линиям. Это:
По теме :
Здесь мы делим фэнтези по типу героя и интенсивности уникальности:
-
Высокое фэнтези: то есть те, где много необычного и они часты.
-
Эпическое фэнтези: где герои — представители социальной элиты данного мира, а главная тема — крупные, характерные для мира события, такие как войны, политика, катастрофы, технологические и магические прорывы.
-
Героическое фэнтези: то есть такое, которое фокусируется на героях, их пути к власти и деяниях. В этой категории выделяется Sword and Sorcery, (ныне вымерший) поджанргероического фэнтези, в котором основное внимание уделялось воинам, наделенным сверхчеловеческой силой. В отличие от других произведений, где часто решалась судьба всего мира, в этом поджанре конфликты носят скорее личный характер: героями двигало желание нажить состояние, отомстить и т. д. Эти работы также не чураются описания натуралистического насилия, жестоких сцен и (часто преувеличенной) эротики.
-
Низкое фэнтези: Это довольно противоречивый жанр. Это либо фантазия , в которой нет или почти нет необычных явлений, либо фантазия, в которой действие сосредоточено на представителях низших социальных слоев.
По типу изображаемого мира:
Где у нас есть:
-
Собственно фэнтези : просто называется фэнтези, действие которого происходит в других мирах, существующих независимо от нашего.
-
Портал фэнтези: известен также под японским названием Исекай, где действие происходит в независимых от нашего мирах, но герои попадают в них с Земли с помощью каких-то магических или технических средств (или, например, на космическом корабле, как в Мистере Льде Сад) .
-
Историческое фэнтези: действие происходит в волшебном прошлом Земли.
-
Городское фэнтези: где действие происходит в настоящем, недавнем прошлом или ближайшем будущем нашего мира.
По наличию других видов:
Где у нас: научная фантастика (помесь фэнтези и научной фантастики , жанр в прошлом также назывался техно-фэнтези , но название не прижилось), темная фантастика (помесь фэнтези и хоррора), детективное фэнтези, rogue , военные, романтические, юмористические и любые другие, какие только можно себе представить.